DOI: 10.36871/hon.202202010

Авторы

Т. Б. Суханова
Академия хорового искусства имени В. С. Попова, Российская Федерация, Москва

Аннотация

В статье рассматривается история бытования скрипичного и камерно-инструментального творчества Бетховена — Концерта, скрипичных сонат, смычковых квартетов и пьес — на русской концертной сцене XIX века. Цель статьи — проследить важнейшие этапы укрепления позиций скрипичных и камерно-инструментальных произведений композитора в России и обозначить основные факторы, влияющие на этот процесс.
В работе выстраивается хронология появления композиций Бетховена на русской концертной сцене, анализируются причины популярности одних произведений, например, «Русских квартетов» op. 59, и неоднозначного отношения к другим — позднему квартетному творчеству и Скрипичному концерту.
Другой проблемный аспект статьи нацелен на освещение вклада русских (А. М. Аматова, Н. Б. Голицына, А. К. Богданова, В. В. Безекирского) и зарубежных исполнителей, работавших и гастролировавших в России (Л.-В. Маурера, А. Вьетана, Ф. Лауба, Г. Венявского, Л. Ауэра), в популяризацию скрипичного наследия Бетховена.
Особый акцент сделан на виртуозно-романтическом контексте исполнительского искусства, в котором происходило зарождение бетховенской традиции в России.

Ключевые слова

Л. ван Бетховен, скрипичное и камерно-инструментальное наследие Бетховена, «Русские квартеты» op. 59, скрипичный концерт, скрипичные сонаты, поздние квартеты Л. Бетховена, русская концертная сцена XIX века, популяризация музыкального наследия