DOI: 10.36871/hon.202202011
Авторы
А. И. Иванов
Оренбургский государственный институт искусств имени Л. и М. Ростроповичей, Российская Федерация, Оренбург
Аннотация
В статье идет речь о Концерте для тромбона и духового оркестра Н. А. Римского-Корсакова (1877) как об одном из первых сочинений этого жанра в России. Контекст работы создают концертные произведения самого композитора и ранние партитуры для тромбона и оркестра европейских мастеров (Г. Вагензайля, Л. Моцарта, Ф. Давида). Краткий экскурс в историю позволил упомянуть авторов, включавших тромбоны в оперные партитуры (Дж. Мейербера, Р. Вагнера), и назвать имя Й. Раффа, который одним из первых стал использовать тромбоны в своих скрипичных, виолончельных и фортепианном концертах.
Отмечается, что в Концерте Римского-Корсакова проявились некоторые важные свойства принципов письма Ф. Листа и М. Глинки, ощутима опора на традиции и его современников — М. А. Балакирева и П. И. Чайковского. В результате появилось оригинальное, красочное концертное сочинение, в котором показаны разные возможности солирующего инструмента, в том числе как виртуозного и кантиленного, способного раскрывать лирическое содержание образов. Особо выделены каденции Концерта с явным напоминанием об оперных речитативных сценах. Дан подробный анализ произведения, выявлена специфика его музыкального языка.
Ключевые слова
Первый концерт для тромбона в России, Н. Римский-Корсаков, концертный стиль