DOI: 10.36871/hon.202202018

Авторы

О. К. Горбонос
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А. Д. Крячкова, Российская федерация, Новосибирск

Аннотация

Статья посвящена описанию особенностей изображения архитектурно-этнографических символов в творчестве художников-пейзажистов Байкальского региона. Под данными символами подразумеваются памятники деревянного зодчества и искусства, такие как архитектурно-этнографический музей под открытым небом Ангарская деревня и входящий в его состав Братский острог, расположенные на территории города Братска Иркутской области и являющиеся символами данной местности. Анализ живописных работ с изображенными на них памятниками Ангарской деревни либо Братским острогом проводится с использованием структурно-типологического подхода.
Деревянный комплекс Ангарская деревня относится к памятникам русского деревянного зодчества, история отдельных строений которого ведет свое начало с XVII века, и расположен в живописном месте на берегу залива реки Ангары, что вызывает большой интерес у людей искусства (художников, поэтов, писателей) и не только, включая специалистов (историков, этнографов, культурологов). В связи с данным контекстом вводится понятие архитектурно-этнографического символа в изобразительном искусстве.
Объектом исследования являются живописные работы художников-пейзажистов Байкальского региона: Г. А. Мамилова, В. М. Бушкова, В. Д. Ливанцова, Е. А. Политковского, которые находятся в Братском городском объединенном музее. Результатом данного исследования стало описание особенностей изображения Ангарской деревни и Братского острога как символов города Братска Иркутской области.

Ключевые слова

символ, архитектурно-этнографический музей, Ангарская деревня, Братский острог, художники-пейзажисты, структурно-типологический подход, искусствоведческий анализ