DOI: 10.36871/hon.202202019

Авторы

И. М. Ромащук
Государственный музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова, Российская Федерация, Москва

Аннотация

В статье идет речь о раскрытии художественного феномена «Чапаев» в малоизвестной опере А. Н. Холминова1 с тем же названием. В поле зрения работы оказались легендарный фильм братьев Васильевых «Чапаев» (1936), опера Б. Мокроусова «Чапай» (1942, 1957), роман В. Пелевина «Чапаев и Пустота» (1996), а также публикация правнучки героя войны Евгении Чапаевой «Мой неизвестный Чапаев» (2005) и телесериал «Страсти по Чапаеву» (режиссер С. Щербинина по сценарию Э. Володарского, 2013).
Анализ полного текста романа Д. Фурманова [3] позволил сделать вывод о том, что он отличается многоплановостью, сочетанием разных жанрово-стилевых форм, использованием средств создания исторического повествования, документальной прозы, мифологического сказа и романтического романа, а также контрастных сцен и эпизодов. Это оказалось важным для понимания специфики главного объекта исследования — оперы Холминова «Чапаев».
В работе рассмотрены принципы раскрытия образов основных персонажей и народных сцен оперы в соотнесении с текстом Фурманова. Заострено внимание на особой роли хора и на музыкальной составляющей характеристики Чапаева и комиссара Федора Клычкова.

Ключевые слова

мифологичность главного персонажа, центральная роль образа народа в опере, «документальность» и условность в раскрытии сюжета произведения