DOI: 10.36871/hon.202202002

Авторы

Л. А. Батаева
А. К. Ахметшина
Набережночелнинский государственный педагогический университет, Российская Федерация, Республика Татарстан, Набережные Челны

Аннотация

В статье рассматривается роль целенаправленного воспитания такого специфического качества зрительного восприятия, как целостное видение, в профессиональном становлении будущих учителей изобразительного искусства.
Анализ классических и современных исследований по данной проблематике позволил авторам определить целостность восприятия как способность видеть натуру и само изображение не фрагментарно, а сразу во всем единстве и многообразии его пластических свойств и качеств. По результатам проведенного исследования было установлено, что в процессе визуального анализа изображаемого объекта натуры выявляется обобщенная форма в виде «пятна» — его силуэт. При зрительном распознавании и изображении объекта в технике силуэта решается ключевая учебно-творческая задача — определение «целостной формы натуры» и ее отображение на плоскости в виде «изобразительного пятна». Объясняется это тем, что силуэтное изображение, будучи своеобразным художественным приемом, содержит в себе все признаки графического символа, а именно: отсутствие второстепенных, отвлекающих внимание деталей, высокий контраст, четкость форм.
На основании практического опыта, полученного в результате преподавания на первом курсе факультета искусств и дизайна педагогического университета, доказывается, что без грамотной постановки зрения с акцентом на обобщенное восприятие объектов натуры и изображения, полноценная подготовка будущих учителей изобразительного искусства невозможна.

Ключевые слова

профессиональное художественное видение, целостное восприятие, образ натуры, методика обучения, художественная педагогика, силуэт