DOI: 10.36871/hon.202202020

Авторы

Е. С. Дорощук,
М. Х. Байрактар,
А. А. Гусейнова,
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Российская Федерация, Казань

Аннотация

В статье представлен анализ специфических особенностей репрезентации этнической культуры средствами тюркоязычного этнодокументального кино. Авторы статьи рассматривают этнографический фильм как культурный феномен, подчеркивая при этом наличие в рассматриваемых фильмах авторской установки на придание общемировой значимости и ценности отражаемой культуре, что позволяет ей занять свое место в мировой истории и на этнокарте Земли. Авторская установка базируется на личных наблюдениях, опирающихся на знание, носящее особый, репрезентативно-авторский характер, что позволяет репрезентовать уникальные условия встречи с культурой при уникальных обстоятельствах. Автор, с одной стороны, выступает наблюдателем за культурными событиями, а с другой — становится полноправным участником данных событий, демонстрируя авторскую манеру и интерпретируя не только увиденное, но и этническую культуру в целом. Этнографические фильмы не всегда основаны на этнособытии, чаще в них наблюдается создание характеров героев повествования, на которые делается авторский акцент. Но перформативность и событийность в совокупности с образностью позволяют передать зрителю событие таким, каким оно воспринимается на основе просмотренного. Главным в фильме становится культурная принадлежность, прописанная в целом спектре образов, что приводит к пониманию идентичности этноса как особой формы культурной репрезентации личности.

Ключевые слова

этнодокументальное кино, этничность, национальная культура, тюркские народы, репрезентация национальной культуры