DOI: 10.36871/hon.202202021
Авторы
В. И. Лисовой
Российская государственная специализированная академия искусств, Российская Федерация, Москва
А. С. Алпатова
Российская академия музыки имени Гнесиных, Российская Федерация, Москва
Аннотация
В данной статье затрагивается проблема специфики работы педагога с незрячими студентами в музыкальном вузе. Ее неотъемлемой частью является рассмотрение вопроса фиксации учебного материала по музыкально-теоретическим дисциплинам «Элементарная теория музыки», «Сольфеджио», «Гармония», «Анализ музыкальных произведений», «Полифония». Запоминание упражнений наизусть с их последующей игрой на фортепиано и письменная запись нотного текста по системе Брайля представляют два основных способа такой фиксации (третий требует освоения компьютерных программ).
Особое внимание уделяется трудностям письменной фиксации при записи решения задач по гармонии. Навыки письма в четыре строки студенты получают еще в колледже, но при такой записи можно перепутать клетку, строчку на приборе для письма по Брайлю. Письмо в одну строку напоминает о пении упражнений по гармоническому сольфеджио как одноголосных — в направлении от баса к сопрано, но при записи каждой ноты в строке надо указывать октавный знак. Оптимальным является письмо в столбик (каждый такт записывается в виде четырех столбиков), которое сокращает общее время работы по решению задачи по гармонии, так как дает возможность лучше ориентироваться в пространстве брайлевского прибора (на одной странице может поместиться более двадцати тактов).
Ключевые слова
музыкальная педагогика, преподавание музыкально-теоретических дисциплин в вузе, тифлопедагогика, обучение музыке незрячих студентов, нотное письмо по Брайлю