DOI: 10.36871/hon.202202006

Авторы

Н. К. Самойлова
Оренбургский государственный институт искусств имени Л. и М. Ростроповичей, Российская Федерация, Оренбург

Аннотация

В статье прослеживаются процессы, влияющие на саморазвитие камерно-инструментального жанра с участием фортепиано. При их рассмотрении опора делается на стилевую и жанровую преемственность. Рассматривается генезис и один из этапов эволюционного процесса жанра фортепианного квартета в его западноевропейском варианте до 1800 года. Отмечается, что на формирование и развитие жанра, прежде всего, влияла его тембровая мобильность. Рассматривается процесс развития камерной музыки с облигатным клавиром в сравнении с жанром струнного квартета. Делается акцент на возникновении двух противоположных направлений, одно из которых было сосредоточено на струнном квартете, ориентированном на профессиональных исполнителей, а другое предназначалось в основном для любителей (ключевая нагрузка в рамках данного направления приходилась на клавир, а струнные выполняли аккомпанирующую роль). Приводятся примеры барочных камерных ансамблей с клавиром, которые послужили импульсом для становления жанра фортепианного квартета. В них присутствовала разнородность типов композиционных моделей со сравнительно невыразительным отношением к тембровой характерности ансамблевого звучания и с использованием практики замены инструментов. Отмечаются наиболее известные к тому времени композиторы — авторы подобных ансамблевых опусов. Прослеживается влияние камерного творчества И.‑Х. Баха, К.‑Ф.‑Э. Баха на процесс формирования и кристаллизации жанровых признаков фортепианного квартета, которые в дальнейшем утвердились в камерных циклах В.‑А. Моцарта и Л. Бетховена. В заключение подчеркивается влияние самого стиля эпохи на сложение фундаментальных черт фортепианного квартета.

Ключевые слова

фортепианный квартет, барокко, струнный квартет, аккомпанированная соната, принцип фактурной организации, тембр