DOI: 10.36871/hon.202202007
Авторы
В. А. Кудашова
Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки, Российская Федерация, Магнитогорск
Аннотация
Расширение звукового облика скрипичной музыки второй половины ХХ столетия во многом связано с возникновением новых композиторских техник письма. Дух эксперимента, пафос поиска путей воплощения оригинальных художественных идей во многом повлияли на отношение композиторов к «звуку» и образу инструмента. Авторы адаптируют к содержанию и концепции своих сочинений технику письма, акустические и выразительные возможности скрипки.
В сонорных, минималистических, алеаторных сочинениях создание новой музыкальной реальности побуждает авторов к измерению границ звука и проникновению в его внутреннюю структуру. Он перестает быть только инструктивным материалом для композитора и исполнителя, обретая автономную смыслообразующую роль. В этой связи устройство звука скрипки идеально для экспериментов в направлении расширения темброво-акустических возможностей инструмента. Вносятся коррективы в устоявшиеся традиционные инструментальные приемы и исполнительские средства выразительности. Продуктивными становятся поиски освобождения звука от регламента высоты, ритма, формы и прочее. Такая трактовка инструмента подчиняет звук воле творца, уравнивая в правах композитора и исполнителя, открывает безграничные пути реализации индивидуальных идей, расширяя диапазон художественных возможностей звукового образа скрипки в сочинениях западных и российских композиторов второй половины ХХ столетия. Этот процесс мало изучен в современном музыкознании, поэтому его исследование обретает особую актуальность и новизну.
Ключевые слова
образ инструмента, семантика, техника письма, приемы, исполнительские средства выразительности