DOI: 10.36871/hon.202203011

Авторы

И. Ю. Чибикова
Самарский государственный институт культуры, 443010, Российская Федерация, Самара

Аннотация

Статья посвящена культурологическому анализу начального этапа развития музейного дела в Самарском регионе, в частности, выявлению специфики формирования коллекции церковного искусства в Самарском публичном музее. Данный музей был первым и единственным на территории Среднего Поволжья крупным центральным хранилищем губернии. Автор фиксирует основные этапы становления публичного музея, организацию его фондовой деятельности, выявляет способы пополнения коллекций, а также источники поступлений экспонатов и варианты оформления экспозиции. На основе изучения ряда историографических источников в работе делаются выводы о традиционных подходах и методах создания музейных коллекций, типичных для многих российских регионов в конце XIX – начале ХХ веков, в то же время делается акцент на особенностях формирования фонда древнерусского и церковного искусства в Самаре. Вместе с другими предметами церковного наследия (скульптурами, старопечатными и рукописными книгами, предметами декоративно-прикладного искусства) иконопись изначально занимала одно из центральных мест в экспозиционном пространстве Самарского публичного музея, являясь для посетителей, с одной стороны, окном в пространство самого музея, а с другой — трансляцией сложных и глубоких понятий духовной реальности через специфический символический художественный язык искусства.

Ключевые слова

коллекция, церковное искусство, иконопись, музейное дело, Самарский публичный музей