DOI: 10.36871/hon.202203012
Авторы
Е. А. Вдовина
Высшее театральное училище (институт) имени М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России, 109012, Российская Федерация, Москва
Аннотация
Статья посвящена ранним годам развития отечественного радиотеатра, когда художественное радиовещание как новая неизведанная область творческого освоения действительности оказалось в авангарде культурного процесса. Первые опыты передачи драматических спектаклей в эфир рассматриваются как этап формирования жанра радиотеатра. Приводятся материалы, иллюстрирующие творческие поиски в области режиссуры радиоспектаклей, их музыкального и шумового оформления. Сделана попытка обозначить место московского и ленинградского радиотеатров в системе современных ему зрелищных искусств. Обозначен круг творческих задач, с которыми методами проб и ошибок вынуждены были справляться артисты первых радиоспектаклей. Освещается важный для понимания вопроса общественно-культурный конфликт между сторонниками и противниками оригинального радиоискусства. Прослеживаются некоторые взаимовлияния радиотеатра с театральным процессом означенного периода. Проведен краткий анализ нескольких типичных образцов ранней советской радиодраматургии, в частности рассматриваются радиопьесы А. А. Тарковского «Повесть о сфагнуме» и «Стекло», радиоспектакль «Урало-Кузбасс» по пьесе В. Гусева, «Днепрострой» по сценарию А. Н. Афиногенова. Прослеживаются некоторые тенденции в развитии жанра радиоспектакля в отечественном художественном вещании, а также взаимовлияние радиотеатра и радиожурналистики анализируемого периода.
Ключевые слова
радиоспектакль, радиопьеса, история радиотеатра, режиссура радиотеатра