DOI: 10.36871/hon.202203014

Авторы

А. В. Лимитовская
Калужский Государственный университет им. К. Э. Циолковского, Российская Федерация, 248023, Калуга

Аннотация

В статье представлены результаты исследования влияния тембра певческого голоса на процесс восприятия и интерпретации слушателями музыкального содержания вокального произведения. Автор рассматривает тембр как один из главных инструментов «трансляции» семантической и эстетической информации, детально зафиксированной композитором в нотном тексте. Особенности этого процесса выявлены посредством междисциплинарной методологии, объединяющей подходы психоакустики, а также методы исполнительского и тембрового анализа. Музыкальными образцами стали безупречные с музыкально-эстетической и вокально-технической точек зрения интерпретации певицами сопрано романса С. В. Рахманинова «Здесь хорошо».
В результате проведенного исследования было обнаружено, что по своим акустическим характеристикам тембр сопрано идеально соответствует звуковым образам музыкального содержания романса. На примерах многочисленных версий исполнительского прочтения доказано, что смысловые акценты этого вокального произведения во многом согласуются с акустическими характеристиками голоса конкретной исполнительницы. Среди них — примарная зона голоса певицы, а также концентрация высокой и низкой певческих формант, которые определяют доминирующие тембральные краски. При этом определенные вокально-технические приемы, применяемые певицами, не только обогащают новыми обертоновыми красками природный тембр, но и обусловливают ряд тонких метаморфоз в восприятии слушателем музыкального содержания романса.
Взгляд на музыкальное содержание вокального сочинения сквозь призму тембрового компонента определяет новизну настоящей статьи. Изучение особой роли тембра в трансляции эстетической и семантической музыкальной информации формирует перспективное направление для дальнейших исследований.

Ключевые слова

интерпретация, гармонический спектр голоса, певческие форманты, примарная зона, вокально-технические приемы, прикрытие, филировка