DOI: 10.36871/hon.202203015

Авторы

О. А. Подгузова
Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова, 109147, Российская Федерация, Москва

Аннотация

В статье рассматривается одно из забытых произведений ХХ века — моноопера «Аккомпаниатор» (1997) Феликса Марковича Янов-Яновского (род. 1934) в интерпретации Народного артиста СССР Сергея Борисовича Яковенко (1937–2020). На протяжении всей творческой жизни певец активно пропагандировал современный вокальный репертуар, постоянно продолжая творческий поиск. Он обращался к объемным, сложным сочинениям, которые трактовал как моноспектакль. На примере монооперы «Аккомпаниатор» выявлены принципы работы Яковенко над партитурой, его особая вокальная режиссура, способствующая раскрытию внутреннего содержания текста. Приводятся слова композитора о главном персонаже монооперы — Люсьене Люке. Рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся драматурга Марселя Митуа и его пьесы «Аккомпаниатор» в контексте французской драматургии ХХ века. Раскрыты музыкально-драматургические свойства сочинения, отмечено включение цитат из концертов Равеля и Рахманинова. Особое внимание уделено отдельным страницам клавира монооперы из домашнего архива Яковенко со множеством пометок певца, которые позволяют наиболее полно раскрыть принципы его интерпретации. Рассмотрены ремарки Яковенко, касающиеся движения и эмоционального состояние исполнителя. Представлен список атрибутов, которые использовал певец для создания визуальной мизансцены. В статье дан примерный общий план сценографии, разработанный Яковенко, согласно которому на сцене разыгрывается музыкальная драма.

Ключевые слова

неизвестная моноопера «Аккомпаниатор», материалы из архива С. Б. Яковенко, исполнительская вокальная режиссура певца