DOI: 10.36871/hon.202203016
Авторы
Е. Б. Долинская
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 125009, Российская Федерация, Москва
Аннотация
Статья посвящена возрождению оперы М. М. Ипполитова-Иванова «Ася» в концертном варианте на сцене Большого зала Московской консерватории. Проводится сравнение текста повести И. С. Тургенева «Ася» и либретто одноименной оперы М. М. Ипполитова-Иванова, впервые поставленной 28 сентября 1900 года на сцене Товарищества русской частной оперы с декорациями М. Врубеля под управлением ее автора.
Кратко характеризуются драматургические особенности оперы «Ася» как лирических сцен, отчасти наследующих жанровым особенностям «Евгения Онегина» Чайковского. Ставятся вопросы внутренней взаимосвязи музыкального материала: через повторы или образные аллюзии вальса, путем контрастного противопоставления массовых сцен (с обилием участников: студенты, гуляющие толпы, мужчины, женщины, дети) и лирических камерных эпизодов (Ася, ее брат Гагин и г-н N. N.). Обсуждается роль в партитуре Ипполитова-Иванова прямых цитат (студенческий гимн «Gaudeamus igitur» и «Landesvater» –– церемония нанизывания на шпагу студенческих шапочек) и легких аллюзий на оперу П. И. Чайковского «Евгения Онегина».
В заключение кратко рецензируется концертное исполнение оперы «Ася» в Большом зале Московской консерватории 6 июня 2022 года.
Ключевые слова
юбилей, опера «Ася», Ипполитов-Иванов, Тургенев, Чайковский, Симонов, исполнение