DOI: 10.36871/hon.202203017

Авторы

А. М. Анучин
Магнитогорская государственная консерватории имени М. И. Глинки, 455036, Российская Федерация, Челябинская область, Магнитогорск

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию влияния григорианского хорала на композиторский язык Мэрилин Шруд на примере ее сочинения «Lacrimosa» для фортепиано и альтового саксофона. Используя три хорала из «Реквиема», композитор создала произведение, выражающее скорбь по безвременно погибшим ученикам. Наиболее значительным является хорал «Subvenite sancti Dei», который служит исходным материалом всей композиции. Композитор обращается также к григорианскому хоралу «In Paradisum », который написан в миксолидийском ладу, а в заключительной части композиции М. Шруд использует верс «Lacrimosa dies illa» из «Dies Irae».
В статье акцентируется внимание на применении композитором гетерофонии и унисонов как способов, с помощью которых имитируется отраженная природа музыки, исполняющейся в резонирующих пространствах. В США и Европе есть немалое количество исследований, посвященных творчеству Мэрилин Шруд, к анализу ее произведений обращены около десятка докторских диссертаций. В России сочинения этого крупного американского композитора малоизвестны, а исследования о ее творчестве и вовсе отсутствуют. Настоящая статья является продолжением последовательного изучения ее автором композиторского стиля М. Шруд и призвана восполнить эту лакуну.

Ключевые слова

«Subvenite sancti Dei», «In Paradisum», миксолидийский лад, верс, «Lacrimosa dies illa», «Dies Irae», гетерофония и унисон, резонирующее пространство, реверберирующее пространство