DOI: 10.36871/hon.202203020
Авторы
М. А. Лебедева
Челябинский государственный институт культуры, 454091, Российская Федерация, Челябинск
Аннотация
В статье рассматривается одночастный Концерт-симфония для трехструнной домры с оркестром русских народных инструментов уральского композитора М. Д. Смирнова. Сочинение как один из первых оригинальных опусов, написанных в жанре концерта, ознаменовало новый этап в формировании отечественной академической народно-инструментальной музыки для домры. Цель работы –– определение особенностей темброво-колористических средств («темброво-фактурного эквивалента» – термин А. М. Веприка), примененных композитором в произведении. Определяется роль сольного инструмента в оркестровой музыкальной ткани, а также выявляются преемственные связи музыки М. Д. Смирнова с русской композиторской школой М. И. Глинки, П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова. Полученные результаты обнаружили тесную взаимосвязь в произведении оркестровой музыкальной ткани с тембровыми особенностями русского народного инструмента –– домры. Образной основой эмоциональной сферы произведения композитор избрал плач-причет, ранее в таком контексте не фигурировавший, что обусловило поиски новых выразительных средств. В итоге подчеркивается значение творчества М. Д. Смирнова как в плане особого вклада в создание Концерта-симфонии, так и для развития отечественного академического народно-инструментального искусства.
Ключевые слова
концерт-симфония, домра, тембр, оркестр русских народных инструментов