DOI: 10.36871/hon.202203021

Авторы

P. А. Каблахов
Центр культуры поселка совхоза имени Ленина, 142715, Российская Федерация, Московская область, Ленинский городской округ
Е. Н. Борисова
Российская академия музыки имени Гнесиных, 121069, Российская Федерация, Москва

Аннотация

В статье рассматриваются составляющие подготовки незрячего баяниста к концертному выступлению в контексте его психофизической специфики; даются практические рекомендации для успешного публичного выхода на сцену. Диапазон задач, которые решают незрячие музыканты, включает в себя задействование компенсаторных функций осязания, слуха, речи, памяти с целью активного развития мыслительной деятельности, коммуникации и поведения, а также работу над нежелательными личностными качествами, провоцирующими дискомфорт и ситуацию неуспеха. Выход на концертную сцену всегда требует от незрячего исполнителя, в том числе баяниста, бόльшей отдачи, поскольку сопряжен с бόльшим количеством решаемых задач. В связи с этим ключевую роль в подготовке к публичному выступлению играет предконцертная подготовка. Она состоит из двух составляющих — работы над музыкальным произведением и эстрадным самочувствием. Первая предполагает учет таких факторов, как контекст события; правильный выбор музыкального сочинения, актуальную интерпретацию художественного образа; специфику подготовки для незрячих исполнителей. Вторая связана с вопросами пребывания артиста на сцене в момент выступления. Понимание возможных причин эстрадного волнения и неудач, соблюдение комфортного для себя предконцертного состояния, проработанный заранее алгоритм действий уменьшают риск неуспешного публичного выступления незрячего баяниста. Комплексная предконцертная подготовка позволяет ему успешно регулировать свое концертное самочувствие.

Ключевые слова

компенсаторные механизмы, раскоординация, зажатость, контекст события, непредсказуемая ситуация, ансамблирование, коммуникация