DOI: 10.36871/hon.202203022
Авторы
Е. О. Цветкова
Российская государственная специализированная академия искусств, 121165, Российская Федерация, Москва
Аннотация
Статья посвящена русскому композитору и пианисту Александру Николаевичу Скрябину, чей юбилей отмечается в 2022 году. Портрет музыканта рождается из его собственных высказываний об отношении к искусству и его преобразующей роли, он дополняется свидетельствами современников композитора, которые тесно с ним общались и находились под обаянием его уникальной личности. Автор касается исполнительской манеры Скрябина-пианиста, неразрывно связанной с константами его композиторского творчества, в котором утонченность и нервность объединились с драматическим порывом и страстностью, о чем свидетельствуют Две поэмы ор. 32. Эти свойства творческого почерка позволили адептам революции назвать музыканта ее предвестником. В Советской России признание композитора «пророком революции» поставило его в ряд «неприкасаемых». Даже в страшные годы гонения на деятелей культуры в СССР его творчество не подвергалось опале, а поздние сочинения Скрябина характеризовались не более чем крайне индивидуалистическими и оторванными от реальной действительности, что нисколько не мешало выдающимся пианистам — В. Софроницкому, М. Юдиной и С. Рихтеру — исполнять последние фортепианные опусы композитора, далеко выходящие за рамки музыкального традиционализма.
Ключевые слова
мировоззрение, соборное действо, исполнительская манера, преобразующая сила искусства, теософия