DOI: 10.36871/hon.202203005

Авторы

О. А. Галкин
Белорусский государственный университет культуры и искусств; Институт повышения квалификации и переподготовки кадров, 220007, Республика Беларусь, Минск

Аннотация

Статья посвящена научному наследию швейцарского музыковеда первой половины ХХ века Эрнста Курта, имя которого тесно связано с формированием так называемой энергетической концепции музыки, с обоснованием психологической природы музыки и, таким образом, с зарождением новой исследовательской сферы в развитии систематического музыкознания — музыкальной психологии.
В центре внимания статьи оказывается понятие контрапункта, которое рассматривается в контексте основных положений энергетической концепции Эрнста Курта. В работе сформулированы важнейшие принципы, отражающие психологический подход к музыке. В рамках энергетической концепции анализируются феномены полифонии и гомофонии, их сущностные первоосновы и имманентные черты. Рассматривается соотношение понятий «контрапункт» и «полифония». Дается краткий обзор методов обучения контрапункту с точки зрения различных подходов. Речь, прежде всего, идет о критике со стороны Курта учебно-практической системы австрийского теоретика конца XVI — первой половины XVII века Иоганна Йозефа Фукса (известная методика «пяти разрядов»), которая была возведена в догму «теории» и развивалась в направлении гармонического обоснования контрапункта. Такой подход, по мнению Курта, противоречил идее горизонтальной трактовки контрапункта и вел к искажению его музыкальной сущности и феномена полифонии как многоголосно-мелодического письма.

Ключевые слова

энергетическая концепция музыки, психологический подход к музыкальным явлениям, контрапункт, линеарный контрапункт, полифония, гомофония, методы обучения контрапункту