DOI: 10.36871/hon.202204006

Авторы

В. И. Вялухина,
М. В. Городилова,
А. А. Ермаков,
А. Г. Коробова,
А. С. Мешкова,
Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского, 620014, Российская Федерация, Екатеринбург

Аннотация

Идея историзации музыкально-теоретического образования имеет давние традиции в отечественной педагогике, но на практике она стала реализовываться в последние десятилетия ХХ века. В Уральской консерватории в это время были разработаны и внедрены в учебный процесс новые, обладавшие историко-стилевой направленностью программы по комплексному курсу теории музыки и сольфеджио. В настоящей статье освещаются принципы построения данных курсов, логика развертывания их содержания, основные подходы и методы, а также подытоживается многолетний опыт их преподавания. Каждая из программ представлена в нескольких вариантах, ориентированных на разные специальности. Из двух версий курса теории музыки (для музыковедов и для исполнителей) акцент сделан на последней как на наиболее ярко реализующей ключевую идею — интеграцию музыкально-теоретических дисциплин под эгидой исторического стиля. Рассматриваемые образцы программ предмета «Сольфеджио» (у музыковедов и у вокалистов) различаются количеством учебных часов (1 год – 3 года), что позволяет по-разному выстраивать курс на основе историко-стилевого подхода — синхронически или диахронически. В завершении статьи внимание обращено на основные сложности, возникшие в процессе освоения данных программ, и важнейшие результаты.

Ключевые слова

интеграция музыкально-теоретических дисциплин, историзация музыкально-теоретического образования, Уральская консерватория, комплексный курс теории музыки и сольфеджио