DOI: 10.36871/hon.202204097

Авторы

О. К. Горбонос
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А. Д. Крячкова, 630099, Российская Федерация, Новосибирск

Аннотация

Строительство Братской ГЭС на реке Ангаре в середине прошлого века стало символом покорения Восточной Сибири. Настоящая статья посвящена описанию Братской ГЭС как индустриального и художественного символа советской эпохи, презентуемого на картинах художников-пейзажистов Байкальского региона. С позиций историко-культурного подхода, принятого в искусствоведческом анализе, в статье рассматриваются живописные полотна художников В. И. Бочанцева («Братская ГЭС, 1963 год») и В. И. Овчинникова («Братская ГЭС, 1958 год»). Обе картины выполнены в стиле социалистического реализма — главенствующего художественного направления в изобразительном искусстве Советского Союза вплоть до 60-х годов прошлого века. На примере данных работ выявляются характерные особенности, присущие стилю соцреализма. В то же время сходство сюжетов и композиций позволили в процессе исследования применить сравнительный анализ двух картин. В контексте обозначенной тематики автором вводится понятие символа в изобразительном искусстве.
В заключение статьи представлены выводы о том, что Братская ГЭС как монумент далекого прошлого является символом советской эпохи, покорения Сибири и одновременно — индустриальным символом, запечатленным на картинах художников-пейзажистов.

Ключевые слова

индустриальный символ, Братская ГЭС, художники-пейзажисты, историко-культурный подход, социалистический реализм, сравнительный анализ