DOI: 10.36871/hon.202204108

Авторы

А. О. Отставнова
Российская государственная специализированная академия искусств, 121165, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Период с 1990-х и до середины 2010 годов был отмечен существенным сокращением интереса к камерной музыке. Однако в последние годы эта негативная тенденция пошла на спад. В наши дни камерно-инструментальная музыка находится на стадии своего ренессанса. Об этом свидетельствуют афиши крупнейших концертных залов России, конкурсы, фестивали, а также исследования музыковедов, касающиеся различных аспектов камерно-ансамблевого творчества композиторов. Настоящая статья посвящена «Элегическому трио» g-moll С. В. Рахманинова. Кратко освещается история создания произведения и его первое исполнение композитором в ансамбле с Д. Крейном (скрипка) и А. Брандуковым (виолончель). Рассматриваются особенности художественной работы исполнителей над трио, выявляются возникающие в ансамбле трудности при работе музыкантов, а также намечается поиск их устранений. В работе обозначены условия, необходимые для успешного взаимодействия исполнителей в составе камерного ансамбля — от технической организации творческого процесса до его планирования и дисциплины участников. Уделено внимание таким его важным сторонам, как комфортный психологический климат в коллективе, ансамблевая координация, адаптивность и антиципация, которые помогут исполнителям на пути к достижению высоких художественных результатов. Новизна и актуальность данной работы заключаются в проведении исполнительского анализа произведения, что послужит практической помощью в работе музыкантов над сочинением.

Ключевые слова

творчество С. В. Рахманинова, камерно-инструментальная музыка, ансамблевое исполнительство, фортепианное трио, художественные задачи