DOI: 10.36871/hon.202204114
Авторы
Аль-Мамори Ясир Худейр обид,
Ю. А. Крейдун,
Алтайский государственный университет, 656049, Барнаул
Аннотация
Предметом проведенного исследования является тематика насилия, жестокости, криминала и беспорядков, представленная в антиутопических фильмах. Теоретико-методологическая база научного поиска обеспечена фундаментальными гуманитарными принципами антропоцентризма, полипарадигмальности и междисциплинарности, которые служат фундаментом для проведения всестороннего анализа жанровой и стилистической специфики антиутопии. Комплексность полученных результатов достигается путем применения ряда общенаучных и специальных методов. Исследование основывается на использовании сравнительного анализа, методов обобщении и группировки, абстракции, ассоциативном мапировании и классификации. Научная новизна статьи заключается в формализации страхов, которые связаны с неспособностью человека их упорядочить, привести к цивилизованному виду и сделать тем самым свою жизнь безопасной. Анализ проводился на примере таких кинолент, как «Голодные игры», «Дивергент», «Особое мнение», «Чистка», «Безумный Макс: Дорога ярости». Отдельное внимание уделено раскрытию феномена антиутопического вектора в современном кинематографе, который ознаменовал новую тенденцию в культурной сфере. Также в ходе проведения анализа фильмографии изучены различные субстанции страха. На конкретных примерах криминальных антиутопий вскрывается смысл, который заложен в демонстрации насилия. В результате исследования установлено, что антиутопическая эстетика насилия может скрывать неудачи и антагонизмы социального порядка, существующие в настоящем, а также выявить антиутопические страхи в преддверии будущего.
Ключевые слова
антиутопия, насилие, жанр, фильм, сюжет, криминал, будущее, порядок, человечество, жестокость