DOI: 10.36871/hon.202204172
Авторы
Н. В. Кошкарева
Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова, 109147, Российская Федерация, Москва
Аннотация
Имя Родиона Константиновича Щедрина широко известно во всем мире. Своим творчеством он внес значительный вклад в сокровищницу мирового музыкального искусства. Р. Щедрин умеет быть разным, он говорит со слушателем современным языком, сохраняя свой индивидуальный почерк и стиль, не игнорируя при этом техник композиции в рамках различных стилистических направлений. В каждом сочинении Р. Щедрин затрагивает новую тему, облекая ее в оригинальную форму выражения. Объектом анализа в настоящей статье является хоровое творчество — одна из самобытных страниц в наследии мастера. В центре внимания автора — сочинения Р. Щедрина, созданные им для хора a’cappella. Отмечается, что генеральной линией в хоровом творчестве композитора стала «русская тема». Это касается как содержания его произведений, так и особых средств композиторского письма, в том числе полифонических. Полифония Р. Щедрина вбирает в себя различные жанровые прототипы. Продолжая традиции русской композиторской школы и, в частности М. И. Глинки, Р. Щедрин синтезирует в своих хоровых опусах приемы западноевропейской (имитационной) и русской (подголосочной) полифонии, которые становятся художественно-стилевой универсалией в современном интонационном словаре композитора.
Ключевые слова
Р. Щедрин, хоровое творчество a’cappella, полифония, композиторский стиль, музыка XXI века