DOI: 10.36871/hon.202204017

Авторы

Л. Е. Гурьев
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 125009, Российская Федерация, Москва

Аннотация

В статье речь идет о проблемах, связанных с недостаточным привлечением здоровьесберегающего подхода в обучении начинающих трубачей. Рассматриваются вопросы ортодонтии, височно-нижнечелюстных расстройств, сердечно-сосудистых проявлений, мышечной дистонии, работы гортани. Обосновывается необходимость применения дополнительных приспособлений для коррекции речевого аппарата. Серьезное внимание уделяется особенностям положения мундштука на губах. Отмечается взаимосвязь положения корпуса и рук при игре на трубе с мышечным травмированием при воздействии мундштука на губы, а следовательно, и с качеством звучания. Анализируются способы и преимущества совмещения игры на инструменте с регулярными физическими и медитативными упражнениями для улучшения стрессоустойчивости и работоспособности учащегося. Приводится ряд технических приемов для снижения мышечного напряжения, улучшения осанки, объема дыхания, синхронизации движений и дыхания, выносливости, подвижности, концентрации внимания. Подчеркивается необходимость формирования у обучающихся навыков самоконтроля для обретения психофизиологической устойчивости в процессе исполнения. Сделан вывод о том, что своевременное внимание к обучению начинающего трубача в рамках здоровьесбережения требует от педагога знания психофизиологических основ игры на духовых инструментах и постоянного поддержания в данном вопросе профессионального интереса.

Ключевые слова

речевой аппарат, упражнения, самоконтроль, единство разума, тела и духа, когнитивные способности