DOI: 10.36871/hon.202204024

Авторы

Ван Чжаоинь
Российская государственная специализированная академия искусств, 121165, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Современное исполнительство на альте находится на пике своего развития, что подтверждается как наличием серьезного массива сольных и камерно-ансамблевых произведений для этого инструмента, так и высоким уровнем исполнительской школы, представленной такими выдающимися музыкантами, как Лайонел Тертис, Уильям Примроуз, Вадим Борисовский, Юрий Башмет и многими другими. Однако еще менее века назад ситуация была не столь радужной: альт как самостоятельный музыкальный инструмент (наряду с контрабасом) с трудом пробивал себе дорогу, находясь в тени своих могущественных родственников — скрипки и виолончели. Только после Второй мировой войны процесс утверждения альта на мировой музыкальной арене как солирующего инструмента стал набирать силу, чему способствовало и создание самостоятельного художественного репертуара, и формирование учебно-методической базы. В этом процессе большую роль сыграл австрийский композитор и исполнитель на альте Марко Франк (1881–1961). Новизна настоящего исследования состоит во внедрении в музыковедческий оборот сведений о ныне практически забытом музыканте и реконструкции его биографии. Цель статьи – обзорно представить музыкально-сценические, симфонические, камерно-инструментальные и вокальные сочинения композитора, а также провести анализ его учебно-методических трудов по обучению игре на альте.

Ключевые слова

Марко Франк, альт, композиторское наследие, учебные пособия