DOI: 10.36871/hon.202204041
Авторы
Ю. В. Москва
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 121069, Российская Федерация, Москва
Аннотация
Известно, что литургический речитатив исполняется по определенным мелодическим моделям (так называемым тонам), согласующимся с синтаксисом текста. Каждая мелодическая модель складывается из следующих мелодических элементов: основной звук, на котором пропевается большая часть текста, каденционные формулы, отмечающие завершение всего распева и окончания фраз, а также инициальные формулы для начала всего речитатива и отдельных предложений и фраз (интонация и реинтонация).
Вследствие формульности мелодии литургического речитатива обычно не фиксируются в богослужебных книгах: певчие без труда исполнят речитатив, используя небольшое количество ранее выученных мелодических формул в соответствии с синтаксисом текста. При этом исполнение литургического речитатива несколько отличается в разных музыкально-литургических традициях. В отдельных письменных источниках литургический речитатив все же получает музыкальную нотацию, полную или частичную (дискретную). Различная степень детализации музыкальной записи позволяет более или менее точно восстановить мелодию.
В центре нашего внимания — дискретная безлинейно-невменная музыкальная нотация, которая в сочетании с грамматическими знаками пунктуации позволяет довольно точно восстановить мелодию речитатива. Это возможно только при наличии очень развитой системы пунктуации, которая несколько отличается от современной и ориентирована на маркировку синтаксических единиц разного уровня. Такую нотацию в целом можно назвать гибридной — невменно-просодической.
Мы предлагаем продемонстрировать все это на примере рукописного Эпистолярия (богослужебной книги, содержащей первые чтения мессы) начала XVI века из Российской государственной библиотеки в Москве. Этот уникальный памятник культуры, а также книжного и церковно-певческого искусства, имеющий точную атрибуцию времени и места происхождения, находится в отличной сохранности. С одной стороны, эта рукопись представляет региональную традицию исполнения литургических чтений нараспев, с другой стороны, она аккумулирует в себе общие принципы письменной трансмиссии латинского литургического речитатива.
Ключевые слова
литургический речитатив, книга Эпистолярий, первое чтение мессы, мелодическая модель, мелодическая формула, безлинейные невмы, синтаксис