DOI: 10.36871/hon.202204053

Авторы

Д. Ю. Татаркин
Российская государственная специализированная академия искусств, 121165, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Настоящая статья посвящена анализу двух заключительных виолончельных сюит баховского цикла BWV 1007–1012 с точки зрения их первоначальной инструментальной принадлежности. Автором проведено текстологическое исследование автографа Лютневой сюиты g-moll BWV 995, которая считается авторской обработкой Виолончельной сюиты № 5. Анализ характера исправлений, содержащихся в лютневом источнике, позволил установить их композиционную природу, а сам манускрипт идентифицировать как некаллиграфическую композиционную рукопись, созданную в процессе сочинения. В статье показано, что лютневый вариант Пятой сюиты создан хронологически раньше виолончельного и именно он является первоисточником. В исследовании рассмотрен вопрос, какому именно из пятиструнных инструментов, использовавшихся в концертной практике того времени, могла быть предназначена автором Виолончельная сюита № 6 BWV 1012, а также приведены аргументы в пользу гипотезы о наличии утерянного лютневого первоисточника данного произведения. В работе анализируются причины, заставившие Баха нарушить первоначальный замысел и добавить к четырем первым предельно типизированным виолончельным сюитам цикла еще две нестандартные. В заключение делаются выводы о важности обращения к рукописным нотным текстам и в первую очередь к автографам И.-С. Баха при работе над гитарным переложением его виолончельных сюит, что позволит максимально приблизиться к композиторскому замыслу.

Ключевые слова

И.-С. Бах, автограф, виолончель, виолончельные сюиты, лютня, лютневые сюиты, переложение, транскрипция