DOI: 10.36871/hon.202204063

Авторы

Е. В. Носорева
Уфимский государственный институт искусств имени З. Исмагилова, 450008, Российская Федерация, Республика Башкортостан, Уфа

Аннотация

Баркарола — песня гондольера, родилась в Венеции, с образом которой неразрывно связана. В основе жанра баркаролы лежит поэтический параллелизм природы и человека, единство визуального впечатления от окружающего ландшафта и рефлексии на него. А самобытность города, расположенного на островах лагуны Адриатического моря, обусловила формирование особого акустического пространства — «колыбели» баркаролы.
К XIX веку баркарола прошла длительный путь развития — от инварианта (народной венецианской песни) — к «версиям» в различных видах композиторской музыки (в опере и камерно-вокальных сочинениях). В них в связи со словом и сюжетом обогащался ее «словарь», оттачивались средства художественного выражения, образы и мотивы. Однако наивысшего расцвета баркарола достигла в фортепианной музыке XIX века, где свобода от вербального компонента и сценического действа, богатство звукотворческих возможностей стали для композиторов своего рода пространством поэтизации жанра. Но и в инструментальных баркаролах наблюдалась эволюция — от камерных, салонных, близких к песне миниатюр, часто входящих в циклы, в сторону масштабных, самостоятельных, концертных сочинений. К концу XIX – началу XX века жанр значительно преобразился. Его своеобразной трактовке в фортепианном творчестве одного из выдающихся композиторов того времени, Габриэля Форе, и посвящена данная статья.

Ключевые слова

Габриэль Форе, баркарола, жанр, романтизм, символизм