УДК 793.3
DOI: 10.36871/hon.202301089

Авторы

Инна Михайловна Ромащук,
Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова, 109147, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Феномен «жизненного мира» (Э. Гуссерль) в его национальных ответвлениях и реалиях культуры раскрывается в операх М. М. Ипполитова-Иванова во многом благодаря развернутым массовым сценам. Особое место здесь занимают танцевальные эпизоды и картины, в которых остро и выразительно звучат характерные элементы разных фольклорных традиций, как испытанных ранее в русской музыке (восточная, испанская темы), так и введенных композитором в соответствии с условиями сюжетных реалий (норвежская тема). Ипполитову-Иванову всегда было важно подчеркивать в операх подлинное, настоящее, имеющее вневременную ценность, акцентируя внимание на формах бытования музыкального фольклора. Народно-бытовые танцы, которые представлены во многих массовых сценах опер композитора, давали ему такую возможность, как и развернутые балетные сцены (например, в опере «Последняя баррикада»). С очевидной устремленностью к балетному жанру создавалась партитура «Нестан Дареджан» по поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»: балетом, затем оперой-балетом называл это сочинение композитор. В архиве Ипполитова-Иванова сохранилось либретто балета «Скифы», которое, вероятно, могло заинтересовать композитора с его особым отношением к балетному жанру. Танцевальные сцены есть во всех операх Ипполитова-Иванова, включая «Руфь», созданную на основе библейского сюжета. Введены танцы и в тексты либретто задуманных им, но не осуществленных опер («Хризантем», «Мириам», «Пережнихи»).
Танцевальные сцены подчеркивают национальный колорит, создают реалии бытовых сцен («Азра», «Измена»), усиливают контраст между внешним и глубоко психологическим внутренним планом действия («Оле из Нордланда»), характеризуют героев и определяют основную образно-смысловую «тональность» произведения («Ася»). Благодаря танцам открываются «окна» в иной мир культуры разных народов, фольклорных традиций, интерес к которым композитор сохранил на протяжении всей жизни.

Ключевые слова

танцы и «балет» в операх М. М. Ипполитова-Иванова, инонациональная основа, драматургическая роль танцевальных сцен; опера-балет «Нестан Дареджан »; либретто балета «Скифы»