УДК 780.616.432
DOI: 10.36871/hon.202301096

Авторы

Нинэль Федоровна Гарипова,
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова, 450007, Республика Башкортостан, Уфа

Аннотация

Статья посвящена знаменательной дате — 75-летию со дня рождения известного башкирского композитора Рима Хасанова, фортепианное творчество которого долгое время оставалось в тени музыковедческого анализа.
Работа композитора в области фортепианной музыки совпала со временем перемен в музыкальном искусстве страны, что проявилось в новом отношении к фольклору. В эти годы композиторское мышление перестраивается на постижение более глубинных пластов фольклорных источников, чему способствовало формирование иного взгляда на окружающий мир, повлекшего за собой особый подход к отбору средств, способных адекватно отразить современные проблемы бытия. Эстетика джаза, ставшая открытием XX века, и ее воздействие на музыкальное искусство Европы и Азии способствовали разработке фольклорного материала в контексте джазовой традиции.
Процесс проникновения новаторских средств в творчество башкирских композиторов происходил с учетом национальной специфики. Для фортепианного искусства Башкирии второй половины XX века интерес к джазовой стилистике стал закономерным, что наиболее ярко проявилось в «Концертино для фортепиано с оркестром» Р. Хасанова, в котором впервые синтезировались башкирская интонационная лексика и классические основы построения формы со специфическими чертами джазовой эстетики. Вместе с тем в произведениях 1970–80-х годов обнаруживается стремление сблизить музыкальный тематизм с интонациями человеческого голоса. Данная тенденция нашла отражение в фортепианном цикле Р. Хасанова «Темпераменты».
Сочинения, созданные композитором во второй половине прошлого столетия, отразили стилевые направления эпохи и были в авангарде развития башкирского фортепианного искусства тех лет.

Ключевые слова

Рим Хасанов, стилевые направления, XX век, фортепианное творчество, концерт, малая форма, музыка для детей