УДК 929
DOI: 10.36871/hon.202301154
Авторы
Жумабекова Дана Жунусбековна,
Жексембай Арман Еркинтайулы,
Казахский национальный университет искусств, 010000, Республика Казахстан, Астана
Аннотация
В статье впервые дается научный анализ различных видов деятельности заслуженной артистки Республики Казахстан, профессора Казахского национального университета искусств М. Х. Бекмагамбетовой: исполнительской, творческой, педагогической, музыкально-общественной. Она является одной из ведущих исполнителей-скрипачей ХХI века.
В динамичном развитии скрипичной школы Казахстана сегодня очевиден большой вклад воспитанников Центральной музыкальной школы и Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Макпал Бекмагамбетова училась у ярких представителей московской скрипичной школы (М. В. Курдюмов, С. Б. Безродная, О. В. Каверзнева, З. У. Шихмурзаева). Скрипачка солировала с известными коллективами Казахстана и Турции, выступала с дирижерами Ф. Ш. Мансуровым, Т. А. Абдрашевым, Б. К. Мусаходжаевой. В 1990-е годы Макпал Бекмагамбетова была в ряду первых казахстанских музыкантов в организации камерных коммерческих оркестров («Алтын Алма», «Академия солистов») и квартетов. В течение восьми лет она успешно работала в должности концертмейстера в Оперном театре Сюрейя (Стамбул, по приглашению турецкой стороны). Скрипачке присуща характерная черта — объединять ярких представителей тюркского мира в единое музыкальное пространство. Именно Макпал принадлежит идея создания струнного Трио, в состав которого вошли М. Бекмагамбетова (скрипка), А. Муканов (виолончель) как семейный дуэт, и профессор Стамбульской консерватории Эсер Бильгеман Шакир (фортепиано). Своей концертно-педагогической деятельностью М. Х. Бекмагамбетова внесла достойную лепту в развитие скрипичного исполнительства Казахстана.
Ключевые слова
скрипка, музыка, Казахстан, исполнитель, педагог, оркестр