УДК 788.5
DOI: 10.36871/hon.202301014

Авторы

Ли Мэйсинь,
Российская государственная специализированная академия искусств, 121165, Российская Федерация, Москва

Аннотация

В ансамблевых произведениях западноевропейских композиторов вплоть до конца XVII века господствовала бесклапанная поперечная флейта. Однако в связи с выдвижением на первый план новой барочной эстетики и появившимися в этой связи требованиями к звучанию инструментария ее роль менее чем за полвека сошла на нет. В этой связи флейта стала быстро эволюционировать (как в чисто конструктивном плане, так и в исполнительской манере) и уже к середине XVIII века достигла необычайных высот, заняв одно из ведущих мест не только в ансамблевой практике, но и в сольном репертуаре. Это стало возможным, прежде всего, благодаря постепенному внедрению в строение инструмента клапана, позволяющего проводить его точную настройку, исполнять хроматические гаммы, а также все виды существовавших в барочной практике мелизмов. Хотя сам процесс совершенствования инструмента первоначально начался в Италии и Франции и несколько позже — в Германии, но в этой стране он заявил о себе особенно ярко. Именно немецкая композиторская и исполнительская школы первой половины XVIII века без преувеличения явились кульминацией развития и внедрения в практику поперечной разновидности этого инструмента. Актуальность исследования заключается в потребности анализа и систематизации информации о развитии флейтового репертуара немецких композиторов первой половины XVIII века как для музыкантов-практиков, так и для музыковедов. Научная новизна состоит, прежде всего, в попытке автора показать значимость флейты как солирующего, так и ансамблевого инструмента в творчестве ведущих композиторов Германии данного периода.

Ключевые слова

флейта, музыкальная культура Германии, первая половина XVIII века, исполнительство