УДК 78
DOI: 10.36871/hon.202301046

Авторы

Ирина Васильевна Алексеева,
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова, 450007, Республика Башкортостан, Уфа

Аннотация

В статье поднимаются вопросы о методологии изучения явления и понятия звукового эталона инструментальной музыки. Предпринимается попытка определения роли акустических и психологических факторов в его эволюции. Стремление обосновать и прояснить сформировавшиеся в музыковедении представления об априорных свойствах инструментального звука обусловило обращение автора к значительным и перспективным идеям ученых, которые еще не сложились в теорию. Определяются звуковые ценностные ориентиры музыкантов второй половины XX – начала XXI века в работе со звуковой материей. Анализ кардинальных поворотов в отношении к звуку на рубеже эпох приводит к вовлечению в научное поле сходных процессов барочной культуры. Обозначается вектор развития слухового восприятия в обусловленности практикой музицирования. В этой связи осуществляется анализ основных наблюдений, положений и обобщений в некоторых наиболее значимых исследованиях последнего времени, направленных на изучение новых концепций инструментального звука, тембра в тесной связи с современными техниками письма. Для определения критериев идеального качества звучания инструментов привлекаются отдельные руководства по инструментоведению и оркестровке. Намечаются перспективы дальнейших научных исследований уникальных свойств инструментального звука как особого рода скрытой энергии, таящей в себе богатые ресурсы для передачи сущностного содержания беспредметного в музыке.

Ключевые слова

музыкальный инструмент, акустика, звук, слуховое восприятие, эволюция