УДК 782
DOI: 10.36871/hon.202301064

Авторы

Кимол Александрович Брейтбург,
Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей, Российская Федерация, 460014, Оренбург

Аннотация

В статье рассматривается один из популярных прототипов жанра мюзикла, сформировавшийся на бродвейской сцене в 60–70-х годах XX века. Его рождение, получившее терминологическое определение «концептуальный мюзикл», связано с рядом важнейших социально-политических событий 70-х годов XX века в США. На фоне экономического и общественного кризиса, которое испытало американское общество в этот период, возникла новая социальная формация, известная сегодня под названием «“Я”-поколение». Разобщенная и в значительной степени фрагментированная социальная среда, уход молодых американцев от социальной и политической активности к личным заботам и индивидуализму не могли не вызвать реакции у деятелей культуры и искусства, что нашло отражение в их произведениях, в частности в мюзиклах, созданных для музыкального театра Бродвея. Созданию устойчивого канона, ставшего жанровым прототипом, способствовали такие мюзиклы, как «Скрипач на крыше», «Кабаре», «Волосы», «Компания». Указанный прототип имеет в литературе о мюзикле определение «фрагментарный», или «концептуальный мюзикл».
Музыкально-сценическое искусство мюзикла активно развивается на протяжении всей своей полуторавековой истории, приобретая все большее значение в культурной жизни разных стран, включая Россию. Этот вид музыкального театра — постоянно адаптирующаяся к текущей конъюнктуре рынка театрально-развлекательная форма, являющаяся в свою очередь продуктом динамично развивающейся социокультурной среды.

Ключевые слова

концептуальный мюзикл, интегральный мюзикл, фрагментарный мюзикл, коммерческий музыкальный театр, Бродвей, социокультурная среда