УДК 792.54
DOI: 10.36871/hon.202302093

Авторы

Анна Алексеевна Трифонова,
Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Академия имени Маймонида, 115035, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Статья посвящена одному из самых неоднозначных произведений Сергея Прокофьева — вокальной сказке «Гадкий утенок» (1915) на сюжет Ганса Христиана Андерсена. Ранний вокально-инструментальный эксперимент композитора стал истоком его оперного стиля и оказал непосредственное влияние на последующие сочинения, в частности оперы «Игрок» (1916) и «Война и мир» (1941–1946). Особенности жанра, формы и музыкального языка опуса ставят перед исследователями ряд вопросов, поиск ответов на которые длится по сей день. В центре данной статьи проблема музыкального воплощения первоисточника, в котором налицо жанровые и стилистические смешения. Анализ сочинения помещен в биографический контекст с учетом творческих параллелей и опоры на традиции композиторов-предшественников. На основе изучения эпистолярного наследия Прокофьева, отзывов современников и фундаментальных работ отечественных исследователей в тексте статьи раскрываются особенности жанровой системы, композиционной структуры и музыкальной лексики вокальной сказки «Гадкий утенок». Также рассматривается специфически претворенный в сочинении метод интонационного воплощения, идущий от вокальной традиции Модеста Мусоргского, и отмечается наличие своеобразного диалога с творчеством Мориса Равеля.

Ключевые слова

гадкий утенок, сказка, жанровое своеобразие, работа со словом, автобиографичность, творческие параллели