УДК 7.03
DOI: 10.36871/hon.202302100
Авторы
Кэ Мэйли,
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 119991, Российская Федерация, Москва
Аннотация
В статье выявляется феномен традиции как ведущий принцип в музыке русских композиторов-авангардистов второй половины ХХ века. Автор раскрывает эту проблематику на основе произведений Р. Щедрина, С. Слонимского, Э. Денисова, С. Губайдулиной, созданных в 60–80-е годы XX века. Выбор авторов обусловлен кардинальными различиями в стилистике их творчества — от радикального авангарда Э. Денисова до сравнительно умеренного стиля Р. Щедрина. В качестве критериев определения феномена традиции в композициях названных музыкантов автор указывает на использование элементов национального фольклора; приверженность творческому наследию русских композиторов; возвращение к формам и жанрам доклассической эпохи в русле направления неоклассицизма. Соответствующую коннотацию имеет в статье термин «традиционная музыка». В рамках первого критерия автор обнаруживает феномен традиции в творчестве композиторов «Новой фольклорной волны». В рамках второго критерия отмечается преемственность по отношению к произведениям отечественной музыкальной классики. В контексте направления неоклассицизма автор рассматривает создание полифонических музыкальных произведений, возвращение к жанрам доклассической музыки и использование средств полистилистики. На основе отмеченных наблюдений делается вывод, что в творчестве Р. Щедрина, С. Слонимского, Э. Денисова, С. Губайдулиной феномен традиции обнаруживается как форма проявления интертекстуальности.
Ключевые слова
русские композиторы, русская музыкальная традиция, русский музыкальный авангард, новая фольклорная волна, неоклассицизм, коллаж, полистилистика, Р. К. Щедрин, С. М. Слонимский, С. А. Губайдулина, Э. В. Денисов