УДК 75.01
DOI: 10.36871/hon.202302117

Авторы

Юлиана Юрьевна Богомолова,
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 119991, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Среди евангельских персонажей Мария Магдалина занимает особое место. Ее имя несколько раз упоминается во всех синоптических Евангелиях. Будучи участницей центральных событий, связанных с Распятием и Воскресением Христа, она фигурирует уже в самых ранних христианских изображениях. Связанная с ней богатая изобразительная традиция расширялась по мере сложения ее увлекательной и противоречивой биографии, где сливались черты разных героинь с именем Мария или безымянных грешниц. В данной статье рассматривается процесс сложения, а также семантической и художественной трансформации сюжета «Пир у Симона фарисея», получившего широкое распространение в европейском изобразительном искусстве, на примере итальянского искусства (от Средневековья до Высокого Ренессанса). Такая избирательность аргументирована тем, что ключевые процессы в сложении иконографических схем происходят в раннехристианском и средневековом искусстве и претерпевают качественные изменения в проторенессансном и ренессансном искусстве именно в итальянских художественных школах. В свою очередь, итальянское искусство Высокого Ренессанса в данном случае ограничено рамками венецианской школы, поскольку в рамках именно этой национальной школы наблюдались наиболее характерные художественные процессы. В исследовании применяются историко-формальный, иконографический и иконологический методы.

Ключевые слова

Мария Магдалина, ужин у Симона фарисея, миропомазание в доме Симона фарисея, алебастровый сосуд, умащение ног, библейские сюжеты в искусстве