УДК 378
DOI: 10.36871/hon.202302026
Авторы
Aлексей Ильич Гавдуш,
Академия хорового искусства имени В. С. Попова, 125565, Российская Федерация, Москва
Аннотация
Статья посвящена развитию в России профессионального дирижерско-хорового образования, которое в XX веке встало на один уровень с высшим профессиональным образованием в консерваториях. Оно имело целью воспитание регентов — художников нового типа, способных дать новый импульс развитию самобытных отечественных форм певческой культуры на основе оригинальной древнерусской певческой традиции. Эволюция этого процесса в деятельности Синодального хора и училища основывалось на особом отношении к искусству церковного хорового пения a’cappella. Идея развития национального стиля церковной музыки и ее носителей и исполнителей через ряд реформ одного из старейших хоров России привела к созданию уникальной, самой современной на то время модели учебного заведения в области воспитания дирижеров хора в отечественной хоровой культуре. Изменения в Синодальном училище шли в логике постепенного осмысления уникальности всей постановки дела, что требовало как организационных преобразований, так и внедрения новых учебных программ.
Ключевые слова
регент, a’cappella, патриаршие певчие, церковное пение, консерватория, академия, музыкально-певческие программы, дирижирование, сольфеджио