УДК 7.01
DOI: 10.36871/hon.202302043

Авторы

Ольга Владимировна Синельникова,
Кемеровский государственный институт культуры, 650056, Российская Федерация, Кемерово

Аннотация

Статья посвящена жанровым экспериментам Родиона Щедрина в творчестве последних двух десятилетий. За это время композитором создано большое количество произведений, охватывающих множество типовых жанров, микстовых композиций и новых, по сути, авторских музыкальных жанров. Среди них оперы (4), концерты (5), концертная симфония, фортепианные циклы (4), вокальный цикл, сонатина, вариации, множество программных оркестровых и камерно-инструментальных сочинений, хоровые миниатюры и циклы. При этом ни одна из названных областей творчества не выглядит традиционной в каталоге опусов Щедрина последних десятилетий. В статье рассматриваются авторские варианты жанра концерта, интересные разновидности оперных жанров в видении композитора, необычная трактовка жанра вокального цикла и мессы, омузыкаливание русской народной пословицы, а также жанровые модуляции; акцентируются оригинальные разновидности симфонической программной музыки, такие как симфонический или драматический фрагмент, симфонические этюды, симфоническая фреска. В ходе исследования инноваций Щедрина в жанровой сфере анализируются созданные им жанры или жанровые разновидности, ранее не фигурирующие в творчестве композиторов. Таковы жанры музыкального жития (хоровая опера «Боярыня Морозова»), музыкального прочтения («Приключения обезьяны»), музыкальной пословицы (хоровой цикл «Пословицы»). В результате исследования делаются выводы, что мобильную систему жанров Щедрина можно рассматривать только с точки зрения подвижного взаимодействия пересекающихся жанровых знаков.

Ключевые слова

Родион Щедрин, музыкальный жанр, система жанров, традиции и новаторство, авторский стиль