УДК 7.01
DOI: 10.36871/hon.202302052

Авторы

Ольга Анатольевна Путечева,
Кубанский медицинский институт, 350015, Российская Федерация, Краснодар

Аннотация

Современная культурная ситуация характеризуется возрастанием роли мифологии и мифотворчества. Актуальность изучения мифа и механизмов мифологизации связана с особой его ролью в музыке и театре, со стремлением познать глубинные, существенные связи и отношения, общее в особенном. Цель работы в том, чтобы осмыслить механизм творческого подхода к мифу. В ХХ – начале ХХI века художественное творчество не только вдохновляется образами, сюжетами мифа, но создает собственный миф на основе архетипов в системе мифологического моделирования.
Взаимодействие музыки и мифа в рамках ритуала позволяет открыть новые возможности содержательного и выразительного плана. Использование мифа в когнитивном аспекте дает музыке устойчивую структуру, закрепляющую смысловые точки в виде фабулы, сюжета. А миф обретает энергию живого голоса в звуковых мистериях. В творчестве композитора А. Бакши актуализируются музыкальные формулы, способствующие выражению мифологического содержания. В статье выявляются три подхода к использованию мифопоэтических структур: миф как сюжетная основа музыкального образа, работа со звуковыми эквивалентами архетипических составных мифа, создание мифологизирующих звуковых структур. В первом случае миф становится сюжетным первоисточником одного из разделов мистерии «Полифония мира» (2001). Мифологическое мышление становится способом и методом работы с музыкальной материей (спектакль «Нумер в гостинице города NN», 1994); наконец, миф творится звуковым выражением («Сидур-мистерия», 1992). С эстетической позиции миф трактуется как художественно-семантическая матрица, ведущая к смыслопостижению звучащего материала.

Ключевые слова

миф, мифологизация, музыкально-театральное моделирование, композитор А. Бакши, мифологизирующая звуковая среда