УДК 787
DOI: 10.36871/hon.202303093

Авторы

Татьяна Борисовна Суханова,
Академия хорового искусства имени В. С. Попова, 125565, Российская Федерация, Москва

Аннотация

В статье рассматривается тема влияния некоторых особенностей русского национального характера на музыкальное мышление и исполнительскую практику. Цель работы — наметить проблемные стороны темы и рассмотреть их на примере явлений отечественного скрипичного искусства XIX–XXI веков. Среди основных аспектов темы: формы отражения национального характера в творчестве и исполнительском искусстве; факторы, повлиявшие на формирование национальных традиций отечественного скрипичного искусства; уникальность и степень выраженности определенного качества национального характера в русском музыкально-исполнительском искусстве. В работе сделан краткий обзор авторов, занимавшихся проблемами музыкального творчества и исполнительства в связи с закономерностями национальной психологии (Б. В. Асафьев, Н. Г. Шахназарова, М. А. Смирнов и др.).
Особое внимание обращено на вопрос о преобразовании исполнительских качеств в связи с изменениями «национального психологического комплекса» (М. А. Смирнов) под воздействием различных социально-исторических и художественных установок. В качестве материала исследования выступают, главным образом, заключения рецензентов, касающиеся особенностей стиля отечественных скрипачей, творчество которых относится к разным историческим периодам: к периоду становления традиций отечественного скрипичного искусства на рубеже XVIII–XIX веков, к советской эпохе и к современному состоянию скрипичного искусства с рубежа XX – начала XXI века и до нашего времени.
Итогом анализа различных явлений отечественного скрипичного искусства XIX – XXI веков становится вывод о том, что национальное своеобразие исполнения как результат отражения тех или иных особенностей национального восприятия мира и эмоциональных реакций по-разному проявляется в разных стилевых контекстах. Но до нашего времени в исполнительском искусстве отечественных скрипачей сохраняются качества (например, интонирование со смысловой и психологической наполненностью звучания, певучесть в звукоизвлечении), обеспечивающие узнаваемость национальных музыкально-стилистических признаков, так или иначе связанных с особенностями национального характера.

Ключевые слова

русский национальный характер, русское скрипичное искусство, советское скрипичное искусство, российские скрипачи, исполнительские традиции, исполнительский стиль, особенности интонирования