УДК 78.071.1
DOI: 10.36871/hon.202303105
Авторы
Алексей Кириллович Петров,
Академия хорового искусства им. В. С. Попова, 125565, Российская Федерация, Москва
Аннотация
Статья посвящена «Всенощному бдению» С. В. Рахманинова как одному из непревзойденных шедевров русской духовной музыки с позиций современного хорового исполнительства. В фокусе исследовательского внимания — актуальная в юбилейном сезоне (150 лет со дня рождения композитора) тема «исторической реконструкции» премьерных исполнений произведения, осуществленных в 1915 году московским Синодальным хором под управлением великого регента Николая Михайловича Данилина. Автор поднимает вопрос специфической вокальной организации одного из лучших дореволюционных отечественных хоров, состоящего исключительно из мальчиков и мужчин, выявляет взаимосвязь исполнительского мастерства коллектива с великолепно проработанной методикой музыкального воспитания малолетних певчих. На примере концертных выступлений хоровых коллективов нашего времени обозначены существенные различия между историческим и современным подходами к исполнению «Всенощного бдения» Рахманинова. Подробно проанализированы причины тех социокультурных, организационно-технических и сугубо художественных проблем, которые возникают перед сегодняшними хоровыми коллективами и их руководителями, ставящими перед собой цель «исторической реконструкции» данного сочинения. Вместе с обоснованием необходимости глубокого изучения принципов исполнительства, характерных для Синодального хора периода 1910–1917 годов, намечены возможные пути возвращения к лучшим певческим традициям дореволюционного времени.
Ключевые слова
Всенощное бдение, Рахманинов, Синодальный хор, хор мальчиков, вокально-хоровое исполнительство и образование