УДК 782
DOI: 10.36871/hon.202303113

Авторы

Нгуен Бао Иен,
Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина, Институт «Академия им. Маймонида», 115035, Российская Федерация, Москва

Аннотация

При изучении русских опер на сказочные сюжеты важно принимать во внимание малоизвестные образцы, в том числе — вторую оперу П. И. Чайковского «Ундина». Дошедшая до нас в виде пяти фрагментов, она является важной составляющей отечественной традиции адаптации архетипических сюжетов о морских девах в эпоху романтизма. В статье проводится анализ выразительных средств музыкального текста и вокальной партии Ундины. Красочное, волшебное фиксируется с помощью оркестрового письма с характерными для «русалочьей» образности тембрами арфы, деревянных духовых, струнных инструментов, соответствующими фактурно-исполнительскими приемами. Влияние сказочного сюжета находит выражение в вокальной партии главной героини. Воплощая музыкальными средствами образ морской девы, композитор пользуется кругом средств, выработанных в композиторской практике ранее. Все перечисленные характеристики позже нашли свое воплощение в других произведениях Чайковского, а именно во Второй симфонии, музыке к драме Островского «Снегурочка» и балету «Лебединое озеро». Выявлено, что черты вокальной партии Ундины определяются психологическим состоянием персонажа и выражаются в сочетании декламационности и кантилены, отсутствии колоратурной техники, что находит воплощение в более поздних операх композитора.

Ключевые слова

Чайковский, опера, Ундина, архетипический сюжет, образ морской девы, сопрано