УДК 781.5
DOI: 10.36871/hon.202303122
Авторы
Вэнь Япинь,
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 119991, Российская Федерация, Москва
Аннотация
Статья посвящена раскрытию мира художественных образов Первого виолончельного концерта «Ia Memoire» (2011–2013) талантливого современного композитора Чэня Мушена (р. 1971). Рассматривается предыстория создания сочинения, связанная с творческой биографией Чэня, его обучением в Швейцарии у крупного мастера Эрика Годиберта, памяти которого посвящен Концерт. Речь идет о влиянии авангардных идей западных композиторов на творчество Чэня Мушена, воспринятых им от своего педагога. Говорится о проявлении важной тенденции времени: использовании европейской техники письма для воплощения замысла в сочинении с китайскими корнями. Подчеркнуто своеобразное жанрово-стилевое содержание Концерта с чертами симфонии, фантазии, инструментального реквиема. Приемы воплощения замысла Виолончельного концерта оказались близки методу письма немецко-швейцарского художника-экспрессиониста Пауля Клее (1879–1940), оказавшего влияние на творчество Годиберта и Чэня Мушена. В этой связи обращено внимание на «Педагогические эскизы» Клее, в которых наглядно представлены его приемы непрерывного композиционного движения и становления элементов формы, воспринятые им из музыкальной сферы. «Рисующим музыку» называли Пауля Клее. «Графически показывающим движение образов» можно назвать Чэня Мушена. Ассоциативность мышления китайского композитора, использование им жанровых аллюзий помогают раскрыть содержание Концерта и определяют некоторые важные особенности его стиля.
Ключевые слова
Чэнь Мушен, Концерт для виолончели с оркестром La Memoire, Эрик Годиберт, Пауль Клее