УДК 78.082
DOI: 10.36871/hon.202303166

Авторы

Мария Александровна Лебедева,
Челябинский государственный институт культуры, 454091, Российская Федерация, Челябинск

Аннотация

Проблема тембра в современной музыке в настоящее время является особенно актуальной. До сегодняшнего дня композиторы, сочинявшие произведения для народных инструментов, главным образом уделяли внимание развитию оркестрового письма, расширению инструментария и совершенствованию его технических приемов. Теперь перед авторами и исполнителями академической народной музыки возникли новые задачи, которые связаны с расширением жанровой палитры сочинений, а также поиском особых тембровых средств. В этом контексте композиторы используют не свойственные прежде народным инструментам регистры, применяют особые приемы звукоизвлечения, экспериментируют в области тембровых микстов.
В статье анализируется роль тембра, а также фактурно-тембровых особенностей в Концерте-симфонии для домры с оркестром русских народных инструментов композитора А. Цыганкова. Особое внимание уделено тембровой специфике домры как солирующего инструмента, который становится главным носителем основных темброобразов сочинения. Параллельно исследуются художественно-выразительные средства произведения, раскрывающие замысел автора. В процессе подробного анализа Концерта делаются выводы о важной формообразующей и содержательной роли тембра в произведении.

Ключевые слова

А. Цыганков, Концерт-симфония, домра, оркестр русских народных инструментов, тембровая драматургия