УДК 37.036
DOI: 10.36871/hon.202303016
Авторы
Светлана Ивановна Колбышева,
Ольга Геннадьевна Пищик,
Национальный институт образования Министерства образования,220004, Республика Беларусь, Минск
Аннотация
В статье рассматривается понятие художественно-эстетической грамотности в процессе его развития. Авторы выделяют виды функциональной грамотности, связанные с эстетической сферой мироздания (культуры в целом, культуры отдельного человека, образования). Проведен анализ понятия «культурная грамотность». При этом, рассматривая культурную грамотность в качестве метаграмотности в рамках современной антропоцентристской парадигмы, авторы предлагают одним из ее компонентов считать эстетическую (художественно-эстетическую) грамотность. В качестве локальных компонентов функциональной грамотности в области педагогики искусства авторы видят «грамотности», связанные с определенными видами искусства (изобразительная, музыкальная, хореографическая, театральная и др.). Анализ подходов к пониманию структуры и содержания эстетической грамотности, предложенных отечественными и зарубежными учеными, в том числе в рамках проведенных международных исследований, показал, что взаимодействие человека со сферой искусства не ограничивается в повседневной жизни каким-либо одним его видом. Авторы резюмируют, что содержание художественно-эстетической грамотности, формируемой в процессе взаимодействия учащихся с искусством как компонентом культуры, характеризуется комплексностью, широтой содержания, направленностью на эффективную адаптацию и социализацию учащихся в современных условиях, эстетизацию жизненного и образовательного пространства.
Ключевые слова
функциональная грамотность, структура функциональной грамотности, минимальное поле функциональной грамотности, культурная грамотность, эстетическая (художественно-эстетическая) грамотность, компоненты эстетической грамотности