УДК 78.071.1
DOI: 10.36871/hon.202303184

Авторы

Полина Юрьевна Цветкова,
Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 125009, Российская Федерация, Москва

Аннотация

В 2023 году отмечается 210-летие со дня рождения оперного реформатора, итальянского композитора Джузеппе Верди. Сквозь призму переписки композитора и воспоминаний современников в статье прослеживается его работа над последним опусом — оперой «Фальстаф». В этом сочинении Верди вторично обращается к комическому жанру — первая комическая опера «Король на день», созданная в самый трагический период жизни композитора, не имела успеха. Основу либретто «Фальстафа» составили комедия Шекспира «Виндзорские насмешницы» и фрагменты из его хроники «Генрих IV». Композитор и либреттист А. Бойто не стремились создавать комическую оперу, подобную опере буффа. Бойто написал для Верди лирическую комедию, не похожую ни на какую другую, где главным действующим лицом выступает шекспировский персонаж — толстый, добродушный и трусливый пьяница. Верди не пытался воскресить в «Фальстафе» наивную веселость старой комической оперы. Он идет своим путем, не отвергая традиций, заложенных его предшественниками (особенно Россини), но и не подражая им, добиваясь в то же время большей психологической насыщенности. Письма композитора раскрывают перед нами его удивительный характер — скромность и неуверенность в себе, милосердие и оптимизм, тщательность в подходе ко всем деталям постановки и невероятную работоспособность.

Ключевые слова

Дж. Верди, У. Шекспир, комическая опера «Фальстаф», переписка композитора, А. Бойто