УДК 78.071.1
DOI: 10.36871/hon.202303025
Авторы
Константин Анатольевич Григорьев,
Московский государственный институт культуры, 141406, Российская Федерация, Московская область, Химки
Аннотация
Статья посвящена двум произведениям Андре Жоливе — Концертино для трубы, фортепиано и струнного оркестра и Концерту для трубы с оркестром op. 1954. Отмечается их важное значение на пути развития оригинального репертуара для трубы. Охарактеризованы основные направления в развитии репертуара для этого инструмента в первой половине XX столетия в контексте новых тенденций, характерных для музыкальной культуры Европы. Констатируется постепенное преодоление острейшего репертуарного дефицита, обусловленного стремлением композиторов к обретению новых средств музыкальной выразительности. При опоре на результаты музыкально-теоретического анализа Концертино для трубы, фортепиано и струнного оркестра и Концерта для трубы с оркестром Андре Жоливе в статье последовательно доказывается их ключевое значение как с точки зрения стилевого обогащения репертуара, так и расширения выразительных возможностей инструмента. Сольное концертное исполнительство на трубе как средство коммуникации музыканта с воспринимающей его аудиторией становится более разнообразным в плане образного содержания, в том числе за счет эмоций, ранее нехарактерных для академического исполнительства.
Ключевые слова
Андре Жоливе, Концерт для трубы с оркестром, оригинальный концертный репертуар, жанрово-стилевая эволюция европейской музыкальной культуры, выразительные средства трубы