УДК 316.77
DOI: 10.36871/hon.202303031

Авторы

Яков Юрьевич Ленсу,
Белорусская государственная академия искусств, Республика Беларусь, 220012, Минск

Аннотация

В статье выявляется роль дизайна в социальной коммуникации. Показывается, что в пределах определенной социальной группы современного общества, разделенного классовыми, имущественными, национальными, религиозными, профессиональными и другими перегородками, складывается свой социальный статус его представителей, и вещи становятся выражением этого статуса. Вещь наделена общественными свойствами. Учение об общественных свойствах вещей послужило теоретическим основанием для семиотических исследований (исследование знаковых свойств) различных явлений культуры. Такой подход позволяет осмыслить функции вещи, которые называются знаковыми. Именно знаковость, символика вещи выступает как средство социальной коммуникации. Есть вещи, у которых функция знаковости сводится к минимуму. Это особый класс сугубо технических предметов, часто изолированных от человеческого восприятия. Существуют, однако, вещи-знаки, их основная функция — информационно-знаковая. Дизайнеру необходимо познать и освоить средства, с помощью которых вещь утилитарная может быть наделена информативной способностью. Социальная коммуникация, которая осуществляется предметным миром, имеет чрезвычайное значение для ориентации человека в окружающей действительности, в существующей культурной обстановке. Предметный мир же, становясь трансляционным каналом социальной коммуникации, приобретает значение важного элемента духовной культуры человека.

Ключевые слова

дизайн, предметный мир, социальная коммуникация, современное общество, коммуникационный процесс